РУС БЕЛ ENG

Методическая копилка

Комплексную информационную поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает национальный образовательный портал http://adu.by

Банк методических приёмов, интерактивных форм обучения,

используемых на уроках с целью распространения опыта

контрольно-оценочной деятельности педагогов

 

Рекомендации учителю по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности  на учебном занятии

Рекомендации учителю по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности 

на учебном занятии

 

  1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
  2. Алгоритм организации проверки:

- учитель отбирает материал для проверки знаний учащихся в соответствии с программой;

- разрабатывает систему вопросов и заданий;

- подбирает необходимые пособия и средства обучения; заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены;

- определяет методы и формы проверки.

  1. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
  2. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.

     Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

  1. Что проверять?

     Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет;

      проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.

  1. Отметки выставляются за:

     устные ответы при индивидуальной проверке;

     за выполнение практической работы;

     при фронтальной устной проверке за совокупность ответов;

     за исправления, дополнения ответов другими учащимися;

     за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

  1. Учитель обязан объявлять отметку отвечающему.
  2. Отметка обязательно комментируется.

    Учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание

  1. Учитель обязан заранее объяснять критерии выставления отметок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.
  2. При анализе ответа учитель определяет:

     все ли изложил ученик;

    сколько ошибок было, какие это были ошибки;

    знает ли ученик определение понятий;

    умеет ли объяснять связи и зависимости;

   умеет ли выделять главное, оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, логично, последовательно излагать материал;

    нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках;

    умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, пользоваться им при решении задач.

  1. Выставление отметок в дневник – обязанность учителя.
  2. Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради
  3. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
  4. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
  5. Проверка имеет обучающее значение – обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
  6. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
  7. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
  8. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Не перегружайте учащихся домашним заданием
  9. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке
  10. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
  11. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
  12. Важно поурочное оценивание!

Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год

  1. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи»
  2. Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
  3. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
  4. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
  5. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
  6. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана, иначе это потерянное время для класса.
свернуть

Формирование навыков самоконтроля и самооценки учащихся на уроках физики и информатики

Формирование навыков самоконтроля и самооценки учащихся на уроках физики и информатики

В общеобразовательной школе самооценка, к сожалению, целенаправленно не формируется. Ученик не контролирует и не оценивает, эти функции присваиваются учителем. Ученик чаще всего получает внешнюю оценку результата собственной деятельности в виде отметки. Непонимание и неприятие учащимися контролирующей деятельности учителя, с одной стороны, и неумение школьника контролировать, анализировать и оценивать свою деятельность, с другой, ведет к неадекватной оценке собственных возможностей и результатов учебной деятельности. Неадекватная самооценка негативно сказывается на общих результатах обучения, формирования личностных качеств и жизненной позиции школьника. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание атмосферы взаимоуважения, взаимопонимания, взаимообогащения учителя и учащихся.

Формирование умений и навыков самоконтроля предполагает:

  • формирование положительного отношения учащихся к самоконтролю;
  • поэтапное формирование умений и навыков самоконтроля;
  • систематическое применение самоконтроля в учебной деятельности;
  • разнообразие приемов самоконтроля;
  • постепенность в усложнении содержания учебного материала для самоконтроля.

Общая схема процесса формирования самоконтроля можно, таким образом, представить в следующем виде:

 

Мною выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап. Понимание и принятие контроля учителя.

Для этого учитель должен:

  • объяснить учащимся цели и пользу контроля;
  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки;
  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.

2-й этап Формирование навыков наблюдения и анализа чужой учебной деятельности.

 На этом этапе я использую следующие методические приемы

  • Работа в парах. Прием можно применять как для проверки выполнения упражнений в тетради, так и, проверить знание теоретического материала. Взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме.
  • Тестирование. Учащиеся выполняют тест и меняются тетрадями. По ключу, данному учителем, учащиеся проверяют работу друг у друга. Этот этап служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
  • Работа в группах может применяться как при выполнении письменных, так и устных заданий, а также использоваться при организации проектной деятельности. Совместно выполняя задание, учащиеся одновременно контролируют друг друга. Результаты проектной деятельности и оценивание вклада каждого участника происходит в ходе группового обсуждения.

3-й этап Формирование навыков наблюдения за своей учебной деятельностью, выполнения ее самоанализа, самооценки и самокоррекции.

На этом этапе учащиеся должны овладеть следующими приемами проведения контролирующих действий:

  • сверка с эталоном (с образцом, ответом);
  • повторение решения задачи;
  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • моделирование;
  • проверку на частном случае;
  • исправление полученных результатов по косвенным параметрам.

На этом этапе я применяю следующие методические приемы:

Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление «допущенных” ошибок. Такая работа побуждает ученика к анализу и творческому использованию своих знаний.

Хорошо формируют самооценку задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

  1. На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. («Сегодня на уроке я научился …», «Сегодня я положил в свою копилку знаний…», «Теперь я умею лучше делать (ЧТО?)», «Мне непонятно (ЧТО?)»

Оценить свою работу учащимся также помогают листы самооценки

 

 

Ацэначны ліст

Прозвішча, імя

Клас

 

 

 

Від дзейнасці

Максімальная колькасць балаў

Атрыманыя балы

 

 

Актуалізацыя ведаў (тэставыя заданні)

6

 

 

 

Практычная  работа

24

 

 

 

 

Заданне 1

 

4

 

 

 

Заданне 2

4

 

 

 

 

Заданне 3

 

 

6

 

 

 

Задане 4

 

10

 

 

 

         

 

 

Шкала ацэнкі паспяховасці вучэбнай дзейнасці вучняў

 

сума

атрыманых

балаў

1-2

3-4

5-7

8-10

11-14

15-18

19-22

23-25

26-28

29-30

Адзнака за ўрок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

В результате работы по формированию навыков самоконтроля и самооценки на уроках физики и информатики, учащиеся смогут:

  • периодически проверять и оценивать свою деятельность;
  • рефлексировать свою деятельность;
  • выполнять обобщения и сопоставления, осмысливать критерии анализа своей деятельности в процессе самоконтроля и самооценки;
  • искать причину ошибок и изменять методы работы при получении негативных выводы в результате объективной самооценки.

Систематически проводимая работа по формирования навыков самооценивания и самоконтроля у учащихся ведет к развитию устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого этапа своей деятельности. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман.

свернуть

Использование тестовых форм для осуществления текущего контроля знаний учащихся  на уроках русского языка

Использование тестовых форм для осуществления текущего

контроля знаний учащихся  на уроках русского языка

         В практическом арсенале учителя русского языка всегда была масса способов проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым темам или  разделам: терминологические диктанты, словарные диктанты, контрольные диктанты, комплексная работа с текстом и т.д. Сегодня в жизнь учащихся - выпускников школы и их учителей прочно вошло такое понятие, как единый централизованный  экзамен, который предполагает выполнение контрольных заданий в форме тестов. Следовательно, тестовая форма проверки знаний, умений и навыков учащихся в современной школьной практике должна иметь преимущественное значение.

          В связи с этим возникает необходимость правильно, рационально и последовательно организовать учебную деятельность учащихся, чтобы испытание в форме ЦЭ не стало сильнейшим стрессом и разочарованием как со стороны ученика и его родителей, так и со стороны учителя и школы в целом, а стало подтверждением хорошего качества полученных знаний и умений.

         Перед педагогом возникает ряд проблем:

- подбор дидактических материалов для тестовых заданий, позволяющих достаточно полно и эффективно осуществить проверку ЗУН;

- дифференциация, учёт сложности тестовых заданий;

-  проблема оценивания работ;

- психологические трудности (например, боязнь ученика не справиться с тестом, неуверенность в своих знаниях).

     В своей работе я практикую тестовые задания с 5-го класса. По качеству  усвоения учебного материала делю их на два уровня.

      1-й уровень

2-й уровень

Опознание

(задания альтернативных ответов)

 

Воспроизведение информации:

Различение

(задания множественного выбора)

 

1)Тесты-подставки

(задания -дополнения)

 

Соответствие

2)Конструктивные

(задания свободного изложения)

 

Итак, тесты первого уровня усвоения учебного материала подразделяются на тесты-опознания, различения, соответствия.

         В тесте-опознании учащимся задается вопрос, требующий правильного ответа: «ДА» или «НЕТ», «ЯВЛЯЕТСЯ» или «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ», «ОТНОСИТСЯ» или «НЕ ОТНОСИТСЯ». Только один ответ является верным.

              Тесты-различения вместе с заданием содержат ответы, из которых учащиеся должны выбрать один или несколько правильных.

              Тесты-соответствия связаны с выявлением соотношения между предлагаемыми элементами (термином и его определением, словом и его значением и т. д.). Задания на установление соответствия проверяют ассоциативные знания учащихся, то есть понимание ими связей между различными понятиями, явлениями, свойствами.

               Для проверки усвоения знаний на втором уровне я использую тесты – воспроизведения  информации. Выполняя тест такого типа, учащийся должен вспомнить необходимые для ответа сведения и выполнить более сложную, чем на первом уровне деятельность. Ответа на вопрос в задании не содержится.

              По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на тесты-подставки и конструктивные тесты.

На уроках русского языка тесты-подставки могут иметь в задании словесный текст или схему, таблицу, в  которых пропущены  слова, словосочетания или предложения, а также условные обозначения. Получив задание, учащийся должен воспроизвести в памяти необходимый материал и заполнить пропуски.

               Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащихся самостоятельного конструирования ответа: воспроизвести определение, дать характеристику.

               Тест-подставку я применяю при проверке усвоения учебных элементов, когда надо помочь учащимся справиться с затруднениями по воспроизведению чисто формальных знаний, а также в случаях, когда учитель считает необходимым помочь учащимся воспроизвести сложные или только что изученные термины.

              Конструктивный тест предоставляет ребятам большую свободу составления ответа.

      Использование различных тестов на уроках русского языка.

Тип урока

Этап  урока

Тип теста

Примечания

1)Урок изучения нового материала

Итог урока или на этапе закрепления изученного материала.

Тест-опознание

(задания с выбором ответа «ДА» или «НЕТ»),

Тест-различение

(закрытый тип)

 

Цель: проверить, насколько учащиеся поняли новый материал, выяснить, что вызывает особые затруднения.

Предлагаемые на этом этапе тесты небольшие по объему, время выполнения – 3-5 мин.

 

2)Урок закрепления нового материала

Проверка домашнего задания.

Тесты закрытого или открытого типа, тест на установление соответствия.

Цель: проверка знаний учащихся по новой теме, уровня усвоения новых терминов, понятий, правил, выяснение необходимости повторного объяснения или того, на что нужно обратить особое внимание. Тест рассчитывается на выполнение в течение 5-10 минут.

3)Урок повторения и обобщения.

В конце урока как самостоятельная проверочная работа по изученной теме или разделу

Тесты любого типа по усмотрению учителя, а также можно использовать смешанные тесты.

Цель: проверить и проанализировать качество знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. Время выполнения – 10-15 минут.

4)Урок проверки ЗУН (контрольная работа)

Весь урок

Смешанные тесты, т. е включающие задания различных типов

Цель: проверить и оценить ЗУН учащихся по теме или разделу.

5)Урок коррекции ЗУН.

В течение урока после проведенного анализа работ

Тесты такого типа, выполнение которых вызвало особое затруднение.

Цель: провести работу над ошибками, дать возможность учащимся ещё раз проверить свои знания, преодолеть возникшие трудности.

свернуть

Контрольно – оценочная деятельность учителя начальных классов, направленная на развитие у учащихся навыков самоконтроля и самооценки

Контрольно – оценочная деятельность учителя,

направленная на развитие у учащихся

навыков самоконтроля и самооценки

 

Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Цель безотметочного обучения— создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, формирование у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности  самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности. Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка ребёнка к самому себе.Учащийся должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. Поэтому именно с 1 класса следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Уже  в курсе «Введение в школьную жизнь»  1 класса учащиеся  приобретают элементарные умения, связанные с использованием «линеечек самооценки». «Линеечка самооценки», или «Волшебная линеечка», – это отрезок, разделенный на высокий, средний и нижний уровни. Когда дети научатся пользоваться линеечкой, я ввожу уровни выше среднего и ниже среднего. В прописях и в рабочих тетрадях по математике линеечки для самооценки находятся на полях. Такая оценка позволяет любому ребенку увидеть свои успехи.

 Оценивание должно быть критериальным. Например, в 1 классе желательно задавать только один критерий, понятный учащимся. Для каждого критерия необходима своя шкала. Вместе с детьми я определяю показатели, по которым будет оцениваться работа. Учащиеся оценивают свою работу по выбранному критерию. Любому оцениванию с помощью линеечки предшествует сравнение выполненной работы с образцом.   Работу в прописях можно оценить по таким показателям, как соблюдение наклона, высота элементов букв, выдерживание расстояния между элементами. При изучении элементов, букв я предлагаю подчеркнуть элементы, буквы, которые написаны правильно. При списывании предложений учащиеся могут проверять написание большой буквы, постановку знака в конце предложения, отсутствие ошибок и др.

         При введении этого приема я провожу подробный инструктаж. Например, «Будем учиться себя оценивать: поставьте крестик на самом верху линеечки, если все элементы не выходят за границы строки, и, наоборот, в самом низу, если все элементы вышли за границы строки». Дети, оценив свою работу, показывают готовность. На уроках письма с первых дней следует спрашивать: «Кто доволен своей работой?», «У кого не всё получилось?».

Сразу же после самооценивания учащийся рассказывает, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. Самооценка учащегося должна предшествовать учительской оценке. Учитель либо соглашается с самооценкой, обводя крестик, поставленный ребенком, либо корректирует – выставляя свой вариант на том уровне, где, по его мнению, он должен находиться. После оценки учителя ребёнок сопоставляет свою оценку и учителя. Правильная самооценка поощряется. Несовпадение этих оценок создаёт условия для контроля своих действий. В случае если ученик завысил или занизил самооценку, я провожу индивидуальную работу, еще раз обсуждаю с ребенком критерии оценивания и прошу в следующий раз быть к себе добрее, либо строже, либо просто внимательнее. Важно обратить внимание детей на то, что, если не всё получилось, не надо расстраиваться, ведь мы пришли в школу, чтобы научиться. Такая работа формирует адекватную самооценку. Положительный эффект данной работы будет достигнут, если объем работы, подвергающейся оценке, увеличивается постепенно (на первых этапах достаточно одной строки в прописи, одного задания по математике).

Также  провожу  проверку и оценку  работ с помощью знаков: «+» –  выполнил правильно, без ошибок, «» –  есть ошибки, «?» – сомневаюсь. Эти знаки расположены на полях. С помощью данных знаков проводится взаимопроверка. Сосед по парте оценивает рядом сидящего одноклассника сразу же после выполнения самостоятельной работы, объясняет свою оценку, указывает на недочеты. Оценивание в паре может проходить по-другому: учащийся сначала оценивает себя, затем дети обмениваются тетрадями и оценивают друг друга. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется своим крестиком. Одноклассники дают рекомендации, подсказывают, как нужно сделать. При этом я даю ребёнку право отказаться от оценки одноклассника.

       При решение задач, примеров, заполнении пропусков, выполнении тестов на разных уроках для оценивания учащиеся ставят на полях рабочих тетрадей, в карточках или в листочках, напротив выполненного задания знак «+», если задание выполнено верно; «+–», если есть ошибки; «–» – всё неправильно, после того, как сравнят его с образцом или получат правильный ответ в устной форме.

        В первом классе я предлагаю учащимся зажигать огоньки, используя приём «Светофор». Дети оценивают выполнение заданий с помощью цветовых сигналов. Карточки-сигналы помогают сразу увидеть учителю результат каждого учащегося и общий результат.Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, «Я все хорошо выполнил».  Желтый цвет означает, что задание выполнено с ошибками, были небольшие затруднения, «Нужна небольшая помощь». Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками, были значительные затруднения, «Мне нужна помощь».

            «Лесенка успеха» - ещё одна форма работы, целью которой является формирования навыка самооценки. На ступеньках лесенки учащиеся отмечают, как усвоили материал. Нижняя ступенька – не понял, вторая – требуется небольшая помощь, верхняя – ребёнок хорошо усвоил материал и может самостоятельно справиться с заданием. 

На уроках также я использую «Карту достижений». Дети дают оценку своей работе на каждом этапе урока и рассказывают, чему учились, что закрепили.   

Самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. Самооценка включает самоконтроль и самопроверку.

Самоконтроль – умение контролировать собственные действия и эмоции.                    Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Я поощряю самостоятельное исправление ошибок словесными высказываниями. Не ругаю за исправления, а учу детей делать это аккуратно.

         Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ.  После выполнения самостоятельной работы, детям предлагается себя проверить. При этом учащиеся получают ключ с ответами на экране либо берут у учителя лист с ответами и проверяет себя самостоятельно.    

        Прием «Докажи» очень важен. Учащиеся не просто дают ответ: аргументируют, объясняют, доказывают, почему они так считают.

       Также с целью повышения самоконтроля на доске я специально делаю ошибки, не предупреждая об этом учащихся. Они должны сами заметить и назвать ошибки.

В игре «Учитель-ученик» осуществляется взаимопроверка. Паре учащихся предлагается выполнить задание, проверить одноклассника. При этом один из них должен выступить в роли «учителя», а другой в роли «ученика».

При использовании разнообразных приёмов контрольно-оценочной деятельности на различных этапах урока происходит реальноеразвитие оценочных умений учащихся, снижается уровень общей и учебнойтревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но ипо результату обучения, система оценивания позволяет увидеть достиженияучащегося в сравнении с самим собой.

             В своей работе я предлагаю вам использовать правила «Пяти Не»:

не скупитесь на похвалу;

не критикуйте исполнителя, критикуйте исполнение;

не жалейте ложки мёда на бочку дёгтя – даже в море неуспехаможно найти островок успешности;

не ставьте перед учеником непосильных задач;

не жди от всех мгновенного результата.

Описанные формы и методы позволяют формировать самостоятельность школьников в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

свернуть

Актыўныя і інтэрактыўныя формы навучання на ўроках беларускай мовы і літаратуры

Актыўныя і інтэрактыўныя формы навучання

на ўроках беларускай мовы і літаратуры

і іх роля ў арганізацыі  эфектыўнай кантрольна-ацэначнай дзейнасці педагога

                                                                  

Чэлендж – жанр інтэрнэт-ролікаў, у якіх чалавек выконвае заданне на відэакамеру і размяшчае яго ў інтэрнэт, а затым прапануе паўтарыць гэта заданне свайму знаёмаму або неабмежаванаму колу карыстальнікаў. Калі ў  інтэрнэце заданні носяць забаўляльны характар, то ў педагогіцы дапамагаюць дасягнуць выхаваўчых мэт. Чэлендж-заданні вучаць аналізаваць і прыкмячаць асаблівасці ў карцінах, фотаздымках,  папулярызуюць культурную спадчыну беларускага народа,  спрыяюць выхаванню ў моладзі адказнасці за свае ўчынкі, вымагаюць творчага падыходу ў прадстаўленні прадуктаў сваёй дзейнасці, вучаць даводзіць справы да лагічнага завяршэння.Паўтарыць карціну, якая размешчана на форзацы ці ўклейцы падручніка, можна рознымі сродкамі: з дапамогай пластыліна, прыроднага матэрыялу, тканіны, адзення і іншых рэчаў.Галоўнае, каб копія мела эстэтычны выгляд. Напрыклад, пры вывучэнні ў 6 класе лірычнай мініяцюры “Над зямлёй – красавіцкае неба” Янкі Брыля вучням прапануецца выканаць заданне падручніка: разгледзець рэпрадукцыю карціны Фердынанда Рушчыца “Вясна”. Чэлендж-заданне можа быць сфармулявана так: паўтарыць  карціну Фердынанда Рушчыца “Вясна” з дапамогай прыродных матэрыялаў і фарбаў. Параўнаць вобразы вясны, створаныя мастаком, пісьменнікам і ва ўласным паўторы карціны.

Сторыс – гэта своеасаблівы спосаб зносін паміж карыстальнікамі, гэта гісторыя пра якія-небудзь выпадкі, здарэнні, падзеі, якія адбываюцца з чалавекам. Тэрмін, на працягу якога можна ўбачыць сторыс (гісторыю) любога чалавека, абмежаваны па часе. Як правіла,  ён роўны 24 гадзінам з моманту публікацыі і доўжыцца не больш за 30 секунд. Сторыс лічыцца практычна самым лепшым спосабам рэкламы, і ў адукацыйным працэсе можа быць выкарыстаны як сучасная форма папулярызацыі жыцця і дзейнасці беларускіх пісьменнікаў, якія не мелі магчымасці, калі жылі, выкладаць у інтэрнэт свае сторыс-гісторыі, бо ў іх не было такога сервісу.Пасля вывучэння жыцця і творчасці Янкі Купалы ў 9 класе вучням у падручніку прапануецца заданне: знайсці інфармацыю пра людзей, якія аказалі вялікі ўплыў на развіццё яго творчай індывідуальнасці: У. Самойлу, А. Чарняева, С. Чаховіча, Б. Эпімах-Шыпілу. Гэта заданне ў 9 класе было выканана ў выглядзе сторысу ад імя Янкі Купалы. У сваім праеце вучні паказалі сяброўства класіка беларускай літаратуры з рознымі дзеячамі беларускай культуры.

Батл – гэта спаборніцтва ў майстэрстве,ведах дзвюх або некалькіх каманд ці ўдзельнікаў. Каб батл быў займальным, неабходна падабраць актуальную для вучняў тэму, цікавыя пытанні і факты з падручніка, стварыць інтрыгу. Каб стварыць атмасферу барацьбы, для літаратурнага батла ў нашай установе адукацыі былі выбраны займальныя заданні-раўнды – “Шэрлак Холмс”, “Пагоня за лідарам”, “Бліц-эрудыцыя”. Папярэдне было зададзена дамашняе заданне, якое  творча прадстаўлялі каманды. Інтарэс да гульні падтрымліваўся балельшчыкамі, у канцы спаборніцтва былі падведзены вынікі. Батл паспрыяў развіццю ўмення самастойна вырашаць нестандартныя задачы.

Квіз (ад англ. quiz) – гэта віктарына, спаборніцтва, падчас якога каманды адказваюць на пытаннні. Як прыклад, літаратурны квіз “Знічкі і Планіды” для вучняў 11 класа, складзены на аснове фактаў біяграфій беларускіх пісьменнікаў, якія размешчаны ў вучэбных дапаможніках 9-11 класаў.Па выніках дадзенага мерапрыемства ўдзельнікі пашырылі кругагляд, усвядомілі, што кожны раён Рэспублікі Беларусь багаты на свае літаратурныя таленты,што жыццёвыя лёсы пісьменнікаў вучаць мадэліраваць свае дзеянні, ставіць дакладныя мэты і даводзіць іх да канца.

Квестгэта інтэлектуальны від гульні, падчас якой удзельнікам трэба пераадолець шэраг перашкод, вырашыць пэўныя задачы, разгадаць лагічныя загадкі, справіцца з цяжкасцямі, якія ўзнікаюць на іх шляху для дасягнення агульнай мэты. Як прыклад, квест “Дзе жывуць героі міфаў і легенд?” для вучняў 9 класа. Беларуская міфалогія – цікавая старонка культурнай спадчыны нашага народа. Прадметам гонару па праўдзе з’яўляюцца створаныя ў мінулым шматлікія міфы і легенды. Сучасныя школьнікі павінны ведаць, што нацыянальны фальклор жывіць творчасць беларускіх пісьменнікаў сваімі сюжэтамі і вобразамі. Квест дапамагае асэнсаваць узаемасувязі міфалогіі і літаратуры, прымушае зразумець, што героі фальклору сёння жывуць у беларускай літаратуры.  

Мэта распрацаванай на аснове мясцовага краязнаўчага матэрыялу квэста “Не сілай, а розумам” –  выхаванне лепшых маральных якасцей чалавека: дабрыні, спагады, памяці пра сваіх продкаў, беражлівыя адносіны да роднай мовы як нацыянальнага скарбу беларускага народа. Легенда квэста-гульні такая: людзі згубілі нешта вельмі важнае. Дапамагчы вярнуць страчанае згаджаецца чараўнік пры адной ўмове. Неабходна правільна выканаць адзінаццаць заданняў місіі і адчыніць 11 замкоў, за якімі схаваны запавет. Калі людзі змогуць гэта зрабіць і будуць выконваць пакінуты чараўніком тастамент, то здабудуць страчанае шчасце. Удзельнікам квэста-гульні таксама неабходна выканаць 11 заданняў (“Татэмную жывёлу адшукай – розуму дабірай”, “На воўка памоўка, а рыбу з’ела лісіца”, “Дзе работа, там густа, а ў лянівым доме пуста”, “Калі гара не ідзе да Магамета, то Магамет ідзе да гары”, “Дзе куфар з легендамі – там мудрасць народа”, “Беларус, не сумуй – на ровар і вандруй”, “З зярнятка яблыкі растуць. А са слова?..”, “Жывая крыніца – разумная кніжыца”), адчыніць усе замкі, прачытаць і растлумачыць запавет. Перамагае тая каманда, якая хутчэй адгадае ўсе словы (запавет, які павінен атрымацца:Як хлеб на абрусе, хай шануецца ў Беларусі родная мова мая.

У якасці поля для гульні выкарыстоўваюцца:

  • пазлы (квэсты «Уладары гары «#Добрытон_бай», «Павуціна», «Скарб беларусаў»);
  • выявы (шафа з казачнымі героямі; карта Беларусі з фотаздымкамі беларускіх пісьменнікаў, выказваннямі; склеп, за якім схаваны запавет; павуціна з пытаннямі; «воблака слоў»; «Куфэрак патрыёта»);
  • крыжаванкі;
  • чэк-ліст.

Турнір – гэта спаборніцтва каманд, па выніках якога вызначаюцца пераможцы, прадугледжваюцца прызы. Як прыклад, турнір знаўцаў беларускай літаратуры “Падарожжа па Краіне літаратуры” для вучняў 5 класа. Ён насычаны рознымі цікавымі заданнямі, якія закранаюць сферу краязнаўства, гісторыі, мовы. Мерапрыемства дапамагае абагуліць усё, што вучні чыталі на ўроках, вучыць быць уважлівымі, удумлівымі, павышае цікавасць да прадмета і выхоўвае спаборніцкі дух.

Стэндавая віктарына “Прыказка слова згубіла: пагуляем у дэтэктываў”.Яшчэ вядомы збіральнік прыказак Іван Насовіч пісаў, што беларусы ўсе факты, усе выпадкі чалавечага жыцця, усе ўчынкі, як добрыя, так і благія, і нават кожнае меркаванне аб чым-небудзь падводзяць пад мерку сваіх прыказак. І гэта сапраўды так, бо прыказкі складаюць своеасаблівую маральна-практычную філасофію народа.У час віктарыны дзецям прапануецца  адчуць сябе Шэрлакам Холмсам і знайсці згубленае ў прыказкай слова. Каб даведацца, якая лексема прапушчана ў прыказцы, неабходна адгадаць загадку. Каб прачытаць загадку, уставіць прапушчаныя літары ў словы з табліцы і скласці з літар загадку. Устаўленыя літары будуць адпавядаюць парадкавым нумарам літар загадкі. Затым яе адгадаць і ўставіць адгадку ў прыказку. Распячатаць канверт з правільным адказам. Лічыць сябе добрым дэтэктывам, калі адказ аказаўся правільным. Гульня выклікае жывы інтарэс да   да беларускіх прыказак і загадак, фарміруе такія маральныя каштоўнасці, як павага да культурнай, працоўнай спадчыны нашых продкаў, стварае ўмовы для ўзаемадапамогі і падтрымкі.

Рэканструкцыя абрадаў і традыцый – гэта аднаўленне матэрыяльнай і духоўнай культуры той ці іншай гістарычнай эпохі і рэгіёну, прайграванне гістарычных падзей з мэтай развіцця цікавасці да народных звычаяў, паданняў, легенд, захаванне і пераемнасць традыцый,працоўнае і маральнае выхаванне, выхаванне грамадзянскасці і патрыятызму, любові да Радзімы,  арганізацыя калектыўнай працы над праектам.

“Ціха падаюць-плачуць над радзімаю зоркі – не працуюць, не скачуць, не спяваюць вячоркі”. З гэтымі словамі паэта Міколы Маляўкі вырашылі паспрачацца вучні 5 і 6 класаў і правялі ў школьным гісторыка-краязнаўчым музеі “Вытокі” рэканструкцыю звычаю вячоркі пад назвай “Цыбульныя вячоркі”. Спачатку дзеці размеркавалі ролі, выбралі гаспадароў, памочнікаў і даследчыкаў. Затым падрыхтавалі дэкарацыі. Распыталі старэйшае пакаленне пра асаблівасці вырошчвання цыбулі. Запісалі ад мясцовага насельніцтва жарты і легенды, звязаныя з цыбуляй, уключылі гэты фальклорны матэрыял у  сваю рэканструкцыю  У працэсе працы гаспадары з памочнікамі перабіралі цыбулю, а потым плялі яе рознымі спосабамі: накшталт касы і метадам закручвання цыбулінак за пасак. Звязаныя вянкі падвесілі каля імправізаванай печы, каб яе пах адганяў нячыстую сілу.Памочнікі расказвалі розныя жартоўныя гісторыі і легенды. Мерапрыемства навучыла дзяцей планаваць сваю дзейнасць, ставіць дасягальныя мэты, сфарміравала навыкі даследчай дзейнасці.

Квадратны стол–разнавіднасць віктарыны, заснаваная на свабодным выбары тых пытанняў і заданняў, якія выклікаюць інтарэс у яго ўдзельнікаў або ў якіх яны найбольш дасведчаныя.  Літаратурна-экалагічны квадратны стол “Бацька наш Нёман” развівае пачуццё гонару за культурную, прыродную спадчыну нашага краю, радзімы, знаёміць з таямніцамі прыроды, багаццем вуснай народнай творчасці. Падабраныя ўрыўкі з твораў паэтаў і пісьменнікаў пра родную мову, прыроду, людзей, духоўна ўзбагачаюць маладое пакаленне, выклікаюць пачуццё замілавання да беларускага слова, пашыраюць кругагляд, актыўны слоўнік вучняў, ілюстрацыйны матэрыял дае магчымасць зрокавага ўспрыняцця. 

Канцэрт у цемры – гэта праект новага фармату, дзе музыку слухаюць у абсалютнай цемры, а гледачы маюць унікальную магчымасць чуць яе па-новаму і атрымліваць незабыўныя адчуванні, знаходзячыся адзін на адзін з гукам. А сам працэс – гэта асаблівы рытуал. Таму што тут не выключаюць святло, тут яго не ўключаюць.

Для дзяцей такія канцэрты маюць вялікае значэнне – ствараюць умовы для музычнага выхавання, развіваюць творчае мысленне, памяць, спрыяюць станаўленню ўраўнаважанай псіхікі. Канцэрт у цемры дае магчымасць прывіць любоў да нацыянальнай музычнай спадчыны, бо беларуская музыка мае сваю даўнюю гісторыю, на жаль, наша моладзь з ёю знаёма мала. Школьнікі ведаюць назвы музычных інструментаў, а як яны гучаць – далёка не заўсёды. На канцэрце ў цемры можна слухаць дуду, цымбалы, скрыпку, жалейку, ліру ў запісе, галасы розных птушак, літаратурныя песні. Напрыклад: пры вывучэнні ў 5 класе твора Якуба Коласа “Песня ляснога жаваранка” дзецям будзе цікава паслухаць спевы жаваранка і салаўя. У 6 класе – літаратурную песню “Жураўлі на Палессе ляцяць”, у 8 класе – “Слуцкія ткачыхі”, “Раманс” і іншыя.

Фабрыка “Зрабі сам” – від дзейнасці, пры якім чалавек працуе сваімі рукамі. Сёння ў інтэрнэце можна знайсці любыя майстар-класы. Працэс вытворчасці здымаецца на відэа і памяшчаецца на ўласную старонку інтэрнэта з мэтай перадачы ўласнага вопыту, таму што самы лепшы спосаб навучыцца – гэта глядзець на тое, як працуе майстар. У адукацыйным асяроддзі прынцып фабрыкі “Зрабі сам” гучыць так: “Я ведаю, як гэта рабіць. Я навучу вас”. Гэта новы падыход да філасофіі навучання. Настаўнік перастае быць інфарматарам, становіцца кансультантам. Вучань з пасіўнага аб’екта становіцца актыўным суб’ектам. А потым набывае і ролю настаўніка, калі дэманструе сваю работу на камеру для вучняў-навічкоў. У нашай установе адукацыі пры вывучэнні паэмы Якуба Коласа “Новая зямля” дзевяцікласнікі прапануюцьмайстар-клас па вырабе бліноў (паводле раздзела “Раніца ў нядзельку”). Мерапрыемства дапамагае развіццю пазнавальных і камунікатыўных вучэбных дзеянняў.

Матывавальная шоу-лекцыя – слуханне і абмеркаванне якой-небудзь актуальнай, праўдзівай праблемы з прыцягненнем дакладчыкаў, гасцей (экспертаў), гледачоў і падрыхтаванага весці дыскусію вядучага, у выніку чаго фарміруецца агульнае меркаванне, якое прыводзіць да канкрэтных дзеянняў пасля ўрока. Кожны з удзельнікаў мае сваю ролю і функцыю ўнутры мерапрыемства. Напрыклад, можна правесці матывавальную шоу-лекцыю пры вывучэнні ў 9 класе апавядання Максіма Гарэцкага “Роднае карэнне”. Для гэтага неабходна размеркаваць ролі, запрасіць экспертаў і абмеркаваць праблемы вернасці роднай зямлі, служэння інтэлігенцыі народу, задумацца над жыццёвымі запаветамі дзеда Яхіма, якія ён дае маладому пакаленню. У выніку правядзення такога ўрока літаратуры ў дзецей павінны сфарміравацца каштоўнасныя адносіны да малой радзімы, да старэйшага пакалення, што спрыяе фарміраванню асобасных перакананняў, пазіцый.

Міні-спектакль“Ажыўленне фотаздымка” – гэта невялікая пастаноўка, эцюд, які заснаваны на  паказе таго, што адбывалася з іх героямі “да” або “пасля” фатаграфавання, якому папярэднічае аналіз фотаздымка – вывучэнне гісторыі яго стварэння, асоб і абставін, якія на ім адлюстраваны. Можна “ажывіць” фотаздымкі сцэнаў са спектакляў “Вечар”, “Пінская шляхта”, якія размешчаны ў падручніку. Або, праявіўшы фантазію, самастойна напісаць сцэнарый для ажыўлення фотаздымкаў вядомых паэтаў і пісьменнікаў, выкарыстаўшы іх творы. Чарговай нашай справай стала пастаноўка міні-спектакля “Ажыві фотаздымак” па здымку з кнігі Дануты Бічэль “Хадзі на мой голас”. На фота маладая Данута Янаўна з  іншымі маладымі паэтамі.

  Вучні восьмага класа пастараліся  даведацца гісторыю гэтай фотакарткі. Яны высветлілі, што фотаздымак быў зроблены ў 1969 годзе на Усесаюзнай нарадзе маладых паэтаў і пісьменнікаў у Маскве. Побач з Данутай Бічэль Мар’ян Дукса, Славамір Хадаронак, Мікола Федзюковіч, Яўген Крупенька,   Яўгенія Янішчыц. У ролі фатографа выступіў Сяргей Панізнік. На мерапрыемстве паэты прадстаўлялі розныя куткі нашай Беларусі – ад Брэста ад Магілёва. Героям здымка было на той час ад дваццаці аднаго да  трыццаці трох гадоў. 

Нашы вучні  з задавальненнем бліжэй пазнаёміліся з гэтай творчасцю, а таксама з тым, як склаўся лёс кожнага паэта. Васьмікласнікі выбралі вершы  гэтых паэтаў для інсцэніравання, правялі працу над мімікай, жэстамі, інтанацыяй, падабралі касцюмы і месца здымак. У імправізаванай форме ўявілі, што магло адбывацца падчас фаграфавання з маладымі паэтамі, пра што яны маглі размаўляць паміж сабой.

Пастаноўка спектакля выклікае многа станоўчых эмоцый, вымагае творчага падыходу, аб’ядноўвае калектыў.

Імерсіўны спектакль – форма камунікацыі сучаснага тэатра з гледачом, што робіць яго блізкім сацыяльна-культурнай дзейнасці. Імерсіўны спектакль стварае эфект поўнага пагружэння гледача ў сюжэт пастаноўкі, гэта тэатр уключэння, дзе глядач – паўнапраўны ўдзельнік таго, што адбываецца. Тут дазволена тое, што знаходзіцца пад забаронай у традыцыйным тэатры: можна мацаць  рукамі дэкарацыі, вывучаць і выкарыстоўваць рэквізіт. Акцёры ўзаемадзейнічаюць з гледачом на працягу ўсяго прадстаўлення. У школе добрай пляцоўкай для правядзення імерсіўнага спектакля  становіцца ўрок літаратуры. Напрыклад, у час інсцэніроўкі камедыі “Паўлінка” ў танцы і спевы можа быць уключаны ўвесь клас. Падчас мерапрыемства развіваюцца творчыя здольнасці, уменне узаемадзейнічаць з калектывам.

Часопіс-эстафета – гэта не новая, але пазнавальная і арганізатарская справа-агляд, якая ўяўляе сабой рукапісны зборнік, над усімі часткамі якога па чарзе працуюць усе члены адной або некалькіх мікрагруп.Гэты часопіс выпускаецца з мэтай абмену вопытам-уражаннямі, думкамі, прапановамі ўнутры або паміж мікрагрупамі, а таксама для блізкіх і далёкіх сяброў. Можа стварацца як па выніках цэлага раздзела, так і пасля адной тэмы. План часопіса-эстафеты ўяўляе сабой пералік частак часопіса ў розных жанрах: напрыклад: аповед, казка, аповесць, рэпартаж, паэма, байка, малюнак, серыя загадак, песня, аддзел галаваломак. Гэта заданне з задавальненнем выканаюць вучні 5 класа пры разглядзе тэмы “Вусная народная творчасць”. Яно развівае здольнасць несці і трансліраваць культуру свайго народа.

Літаратурны каляндар – гэта калектыўная справа, якая пашырае  адукацыйнае асяроддзе праз выкананне творчай працы па літаратуры, стымулюе яе вывучэнне праз даследчую дзейнасць, садзейнічае выхаванню пачуцця гонару за родную літаратуру і павагі да яе прадстаўнікоў, развівае творчыя здольнасці і фарміруе інфармацыйную кампетэнтнасць. Для афармлення літаратурнага календара прапануецца якая-небудзь значная падзея, тэма або літаратурны вобраз. Каляндар можа быць прысвечаны адной асобе з нагоды яе юбілею. Або нават канкрэтнаму году у гісторыі літаратуры і краіны. Дарэчным будзе стварэнне літаратурнага календара пры вывучэнні аглядных тэм у 10 классе: Беларуская літаратура пачатку XX стагоддзя”, “Беларуская літаратура перыяду Вялікай Айчыннай вайны (1941–1945)” і інш. Пры вывучэнні творчасці сучаснай паэзіі, прозы, драматургіі вучні даследуюць жыццё і творчасць аўтараў, афармляюць каляндар, выкарыстоўваючы розныя сродкі выразнасці, і  прадстаўляюць яго на ўроку, што спрыяе фарміраванню ўмення здзяйсняць інфармацыйнае мадэліраванне, якое дазваляе за кароткі час набыць вялікі аб’ём новых ведаў.

Выстава-асацыяцыя “Вёсачка” – гэта музей у сапраўднай вясковай хаце, куды можа прыйсці любы вучань. Ідэя праекта ўзнікла пасля таго, як некалькі гадоў назад пры вывучэнні нарыса Уладзіміра Караткевіча “Зямля пад белымі крыламі” сямікласнікі завіталі ў жыллё жыхаркі аграгарадка і ўбачылі інтэр’ер, характэрны для сярэдзіны ХХ стагоддзя. Экспазіцыйная зала – гэта жылыя пакоі жанчыны з мэбляю, абразамі, вышыванкамі, рэчамі 60-90-х гадоў мінулага стагоддзя, на якія варта паглядзець. Па дамоўленасці з гаспадыняй кожны год урок літаратуры па тэме твора мы праводзім у вясковай хаце. Яго мэта – пазнаёміць навучэнцаў з сялянскім побытам, асноўнымі рэчамі, іх ужываннем і выкарыстаннем у сялянскай хаце, выхоўваць беражлівыя адносіны да гістарычнага мінулага роднага краю і Беларусі. У выніку адбываецца пераемнасць пакаленняў, паважлівае стаўленне да прадметаў матэрыяльнай культуры беларускага народа, да яго традыцый.

Выстава-пагружэнне “Літаратурная кансервацыя” – спосаб захаваць добрыя ўспаміны пра прачытаную кнігу ў звычайным слоіку. Умова выставы: неабходна прачытаць твор і выканаць твочую работу ў выглядзе “кніжных кансерваў”. Слоік можа быць любы, але ён абавязкова павінен мець этыкетку, на якой указваецца аўтар і назва кнігі, а таксама імя і прозвішча таго, хто выканаў “літаратурную кансервацыю”. У якасці “ўражанняў”, якія могуць знаходзіцца ў слоіку, могуць быць цытаты, водгукі, нататкі, малюнкі, пісьмы да герояў твораі г.д. Напрыклад, заданне “Падрыхтуйце лісты да старога настаўніка” пры вывучэнні апавядання Івана Навуменкі “Настаўнік чарчэння”, якое прапануецца ў падручніку, можна выканаць у выглядзе “літаратурнай кансервацыі”. Або вучні могуць“закансервіраваць” “светлыя згадкі” пра былое каханне лірычнага героя з верша Максіма Багдановіча “Раманс”. Літаратурная кансервацыя дапамагае вучням навучыцца самастойна эфектыўна арганізоўваць асабістую вучэбную дзейнасць.

Краязнаўчае паляванне”, як кажуць сябры клуба “Гонар”, –  гэта пошук на сваёй малой радзіме такіх краязнаўчых знаходак, якія выклікаюць цікавасць нават сёння, у ХХІ стагоддзі. Магчыма, хтосьці паспрачаецца, сказаўшы, што гэта ўсё даўно вывучана, запісана і сабрана.  Так. Але трапляецца яшчэ на вочы такое, што, хочацца ўсклікнуць: “Што ні сяльцо, то слаўцо, што ні край то звычай”.

“Упаляваных” пошукавым атрадам “Спадчына” знаходак падчас розных экспедыцый па родным краі вельмі многа. Нашы вучні нечакана знайлі забытыягульні і забавы, мясцовыя рэцэпты беларускай кухні, прыказкі, прымаўкі, фразеалагізмы, жарты і інш.

Возьмем гульні і забавы, запісаныя юнымі краязнаўцамі ў аг. Ёдкі, в. Навіцкія-2, в. Плясавічы Лідскага раёна.   Забава з абуткам, па словах яе ўдзельнікаў, адбывалася ў сярэдзіне мінулага стагоддзя на свята Вялікдзень. На раніцы  моладзь выходзіла на вуліцу і кідала абутак на дрэва. Было дзве спробы. Калі абутак павісне на дрэве, то чалавеку пашанцуе ў гэтым годзе, калі не – будуць непрыемнасці.  

Прыказкі і фразеалагізмы Лідчыны – гэта люстэрка жыцця людзей, якое паказвае  на звычкі, адносіны да іншага чалавека, схільнасць да гумару як адной з прыкмет добрай душы. Сядзе сям’я есці, а бацька  даймае малое дзіця, якое не ўмее ціха жаваць: “Ну ты і сербаловіча брат”. А залішне надакучлівага адгоніць са словамі: “Прыцюцькаўся, як да бацькі пад цыцку” або “Дапросішся як кабанчык на Коляды”. Замест “калі ласка” можна пачуць: “Проша Гаўроша”. “Добры дзень на раніцы”, яшчэ адзінзвыклы этыкетны выраз.  Загнаць кажана – гэта завусеніца на пальцы. Стала быць, на кожную з’яву ў нашых землякоў знаходзіцца прыказка.

Такім чынам, як паказвае вопыт, апісаныя формы работы эфектыўна ўздзейнічаюць на маральна-этычнае, інтэлектуальнае, эмацыянальнае, эстэтычнае развіццё асобы вучняў, фарміруюць у іх метапрадметныя кампетэнцыі, якія грунтуюцца на ведах аб мове, літаратуры, гісторыі і г.д.

свернуть

Эффективные способы организации обратной связи с учащимися на каждом этапе урока истории для достижения предметных результатов

Эффективные способы организации обратной связи с учащимися

на каждом этапе урока истории

для достижения предметных результатов

 «Поиск ошибки»

Учитель намеренно дает учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Проверяет и оценивает работу другая группа учеников или сосед(ка) по парте.

«Реставраторы»

Дети получают текст с недостающими данными. Их задача правильно воспроизвести материал.

«Анаграммы»

Приём, состоящий в перестановке букв определённого слова, предлагаю задание слабым детям.

На уроках обобщения используются «медиаазбуки», многие из которых в старших классах составляют сами ученики. Метод «Медиаазбука» развивает образное мышление, интеллектуальные способности учащихся по анализу, обобщению, расширяет общий кругозор. «Медиаазбука» – это общая или тематическая викторина, выполненная в форме компьютерной презентации. Вопросы к игре представляют собой слайды с изображением буквы, на которую начинается ответ на вопрос (обычно собственное или нарицательное существительное в единственном числе именительном падеже), а также нескольких подсказок-картинок (рисунки, фотографии), аудио- или видеонарезки из различных треков, которые ассоциативно или логически указывают на правильный ответ. В игру могут включаться как все буквы алфавита (обычно русского, если задании не указано иное) или выборочно. На разгадывание каждого вопроса дается 10-15 секунд. «Медиаазбуку» можно использовать для оперативной проверки домашнего задания, для закрепления изученного материала, на обобщающих уроках, во внеклассной работе.

 Учащиеся с удовольствием выполняют задания по созданию «Медиаазбук». Вашему вниманию хочу представить медиаазбуку «Символы эпохи», посвящённую периоду СССР.

Рабочий лист – это лист,

  • где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
  • где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
  • условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
  • возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения).

Исторический или терминологический   диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов.

 Игра «Брейн – ринг». Это интеллектуальная игра, в которой две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причем команда, правильно ответившая первой, лишает соперника возможности отвечать на вопрос.

«Узнай по фотографии».

Ученики получают фото исторических деятелей, им нужно узнать человека на фото и описать, чем он занимался.

Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы. Может быть как тематической, так и обобщающей.

Одноминутное эссе — это техника, которая используется с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.

Эти и другие методы и приёмы помогают при оценивании, стимулируя учеников к развитию и улучшению знаний.

свернуть

Осуществление контрольно-оценочной деятельности на уроке иностранного языка

Осуществление контрольно-оценочной деятельности

на уроке иностранного языка

На  уроках используются следующие формы контроля знаний и умений учащихся:

  1. Лексический диктант;
  2. Диктант в картинках;
  3. Краткая самостоятельная работа;
  4. Тематический контроль. Тест;
  5. Метод проектов;
  6. Устный зачёт по изученной теме;
  7. Классический устный опрос у доски;
  8. Самоконтроль
  9. Игровые виды и формы проверки знаний
  10. Лексический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся, в которой учитель проверяет активный лексический минимум учащихся. Этот вид проверочной работы создаёт у учащихся установку на запоминание орфографии слова, его графической формы. Диктант позволяет выявить уровень сформированности фонетических навыков, знаний правописания слов.

         В старших классах лексика обычно сложная и на её отработку требуется много времени. Диктант применяется только после того как учитель ввел, активизировал, закрепил и повторил лексический материал по изученной теме.

Пример:

Form 8. Unit 8. Lexical Dictation. Musical Instruments

There are a lot of musical instruments.

Wind instruments are a flute, a trumpet, a saxophone.

Keyboard instruments are an accordion, a synthesizer and a piano.

String instruments are a chello, a violin, a contrabass, a guitar.

Percussions are drums and triangles.

People can play them in an orchestra, a jazz band, a folk group and a pop group.

Some of them are used to play rock, hard rock, rap, techno, R@B. The others are used to play country, folk and classical music.

  1. Диктант в картинках. Пример:

 

         Учитель показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающих названия предметов, которые нарисованы на картинках. Деятельность, которая требует от учителя мало времени на подготовку, больше подходит младшим школьникам.

  1. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний усвоенных учащимися, задания на проверку умения пользоваться теоретическими знаниями на практике. Количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

Пример:

  1. Допишите времена года, которые подходят по смыслу:
  2. a)      The weather is cold and snowy in ___________
  3. b)      It is hot and sunny in ____________
  4. c)      It is cool and rainy in ____________
  5. d)      The weather is warm and sunny in __________
  6. Тематический контроль в виде теста. С помощью тестов можно проверить знания учащихся как выборочно, так и в целом. Тестовые задания важны для закрепления и совершенствования полученных знаний, умений и навыков, а также для выявления затруднений.

Тематический контроль используется по завершении определённой темы, модуля учебника. Оценивает усвоение материала учащимися за определённый модуль перед изучением нового.

Рейтинговая шкала для оценивания тестовых заданий

№ уровня

Цена задания

Суммарный балл

Отметка

I

2

1

1

I

2

2

2

II

4

3-5

3

II

4

6-8

4

III

6

9-12

5

III

6

13-16

6

IV

8

17-20

7

IV

8

21-25

8

V

10

26-29

9

V

10

30

10

 

  1. Устный зачёт по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированное мировоззрение, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт же ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идёт объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому, на мой взгляд, зачёт надо проводить в его традиционной форме, как беседу учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачётных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачёта по теме:
  • на зачёт отводится не более 2 уроков;
  • подготовка к зачёту ведётся заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачёта и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;
  • теоретических вопросов должно быть не более 5;
  • принимая во внимание сложность такой формы контроля, рекомендуется проведение зачётов только в старших классах.

Пример: Card № 16

Let’s talk about tourism. Describe travelling opportunities in our country.

Do you agree that travelling with friends is much more interesting than travelling with parents? Why (not)?

Imagine you are going to another country on holiday. What would you ask a travel agent about?

What can you advise a person who doesn’t know where to spend his/her holiday?

Today people are tired of exotic countries and prefer to spend holidays in the countryside in Belarus. What do you think about it?

  1. Классический устный опрос у доски. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником, в процессе которого учитель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учеником учебного материала. Также к положительным сторонам устной формы проверки можно отнести то, что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевую автоматизацию, характер остановок, ситуативность речи.

Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Это может быть и рассказ ученика по определенной теме, а также его объяснение или сообщение.

  1. Метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов развивает интерес к предмету, а следовательно учащиеся глубже овладевают языковыми навыками, социокультурными знаниями и умениями. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определённого времени. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическую направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Оценивается фонетическая, грамматическая и лексическая правильность речи, степень овладения материалом, эмоциональность в представлении.
  2. Самоконтроль позволяет учащимся самостоятельно оценить степень понимания пройденного материала. Метод призван указать на пробелы в полученных знаниях. Эту форму использую в классах при работе с аудиодисками к учебнику. Многие записи дают возможность прослушать правильные ответы на задания учебника, поработать над произношением.
  3. Игровые виды и формы проверки знаний. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Одни и те же игры могут выполняться по-разному, принимать разные формы, но в основе всех их лежит импровизация. Игровая форма работы, проводимая в кабинете, также может вызвать интерес учащихся к иностранному языку, способствовать активизации их мыслительной деятельности, а также развитию речевой деятельности. Например, для работы с учащимися младших классов наряду с обычным алфавитом можно поместить на передвижном стенде таблицу с буквами, расположенными не в алфавитном порядке, а вразброс, и предложить ребятам произносить их в правильной последовательности. Игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры подразделяют на следующие категории:

  1. лексические игры;
  2. грамматические игры;
  3. фонетические игры;
  4. орфографические игры;
  5. творческие игры.

 На основании всего сказанного можно составить такую таблицу:

 

Вид контроля

 

Форма контроля

 

 

Текущий

1.                Лексический диктант

2.                Диктант в картинках

3.                Кратковременная самостоятельная работа

4.                Классический устный опрос у доски

5.                Самоконтроль

6.                Игровые виды и формы проверки знаний

 

 

 

Итоговый

1.                Лексический диктант

2.                Письменная контрольная работа

3.                Устный зачет по изученной теме

4.                Классический устный опрос у доски

5.                Мини-проекты

6.                Тест. Тематический контроль

 

 

свернуть

Рекомендации учителю по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности  на учебном занятии

Рекомендации учителю по организации

эффективной контрольно-оценочной деятельности 

на учебном занятии

  1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
  2. Алгоритм организации проверки:

        учитель отбирает материал для проверки знаний учащихся в соответствии с программой;

        разрабатывает систему вопросов и заданий;

        подбирает необходимые пособия и средства обучения; заблаговременно планирует, знания и умения                 каких учащихся будут проверены;

         определяет методы и формы проверки.

  1. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
  2. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.

    Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

  1. Что проверять?

    устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет;

       проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.

  1. Отметки выставляются за:

           устные ответы при индивидуальной проверке;

           за выполнение практической работы;

           при фронтальной устной проверке за совокупность ответов;

           за исправления, дополнения ответов другими учащимися;

           за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

  1. Учитель обязан объявлять отметку отвечающему.
  2. Отметка обязательно комментируется.

           Учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание

  1. Учитель обязан заранее объяснять критерии выставления отметок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.
  2. При анализе ответа учитель определяет:

            все ли изложил ученик;

            сколько ошибок было, какие это были ошибки;

            знает ли ученик определение понятий;

            умеет ли объяснять связи и зависимости;

       умеет ли выделять главное, оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, логично, последовательно излагать материал.

            нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках;

      умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, пользоваться им при решении задач.

  1. Выставление отметок в дневник – обязанность учителя.
  2. Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради
  3. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
  4. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
  5. Проверка имеет обучающее значение – обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
  6. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
  7. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
  8. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Не перегружайте учащихся домашним заданием
  9. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке
  10. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
  11. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
  12. Важно поурочное оценивание!

     Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год.

  1. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи»
  2. Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
  3. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
  4. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
  5. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
  6. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана, иначе это потерянное время для класса.
свернуть

Новая зямля

Паэма
  • Предмет: Беларуская лiтаратура
  • Автор: Колас Якуб
  • Файл: fb2 (196кБ)
  • Скачать

Евгений Онегин

Поэзия
  • Предмет: Русская литература
  • Автор: Пушкин Александр Сергеевич
  • Файл: fb2 (143кБ)
  • Скачать