РУС БЕЛ ENG

Профориентация для детей-инвалидов

Теоретически, инвалиды в нашей стране могут обучаться почти во всех высших и средних специальных учебных заведениях. Права людей с ограниченными возможностями (в том числе и на получение образования) закреплены в ряде законодательных документов.

Например, такую информацию мы можем почерпнуть из Конституции Республики Беларусь:

Статья 49. Каждый имеет право на образование.

Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Приведем еще некоторые выдержки о правах инвалидов на образование из законодательства Беларуси:

Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»

(11 ноября 1991 г. № 1224-XІІ)

Глава 3. Воспитание, образование и профессиональная подготовка инвалидов

Статья 12. Обеспечение инвалидам условий для получения образования и профессиональной подготовки:

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Органы образования совместно с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное и внешкольное воспитание детей-инвалидов, получение инвалидами среднего, среднего специального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Образование и профессиональная подготовка инвалидов осуществляются в различных формах, включая обучение на дому и по индивидуальным учебным планам.

Государство обеспечивает подготовку педагогических кадров специально для обучения и профессиональной подготовки инвалидов.

Закон «О профессионально-техническом образовании»

(29 июня 2003 г. №216-З)

Статья 13. Прием в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования

7. Вне конкурса (а при проведении вступительных испытаний – при получении положительных отметок) на обучение по конкретным учебным специальностям (профессиям) зачисляются:

7.4. дети-инвалиды, инвалиды І и ІІ группы.

Статья 17. Организация профессионально-технического образования лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов:

1. В рамках основных образовательных программ профессионально-технического образования может осуществляться специальное образование лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов;

2. Профессионально-техническое образование лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, осуществляется в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, совместно с лицами, не имеющими таких особенностей, а при необходимости – в отдельных группах;

3. Для отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, организуется получение профессионально-технического образования или профессиональной подготовки в организациях здравоохранения и учреждениях социального обслуживания;

4. По отдельным учебным специальностям (профессиям) в соответствии с медицинскими показаниями профессионально-техническое образование или профессиональная подготовка лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, могут осуществляться на дому. Перечень учебных специальностей (профессий), по которым могут осуществляться профессионально-техническое образование или профессиональная подготовка на дому, порядок организации обучения и воспитания на дому определяются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Перечень медицинских показаний для обучения и воспитания на дому лиц, указанных в настоящем пункте, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

5. Организация образовательного процесса и содержание образования для лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, определяются в соответствии с требованиями образовательных стандартов профессионально-технического и специального образования и обеспечивают таким лицам дополнительные коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество;

Закон «О высшем образовании» (11 июля 2007 г. № 252-З)

Статья 4. Право на получение высшего образования

  1. В Республике Беларусь каждый имеет право на получение на конкурсной основе высшего образования, а также на свободу выбора высшего учебного заведения, специальности (специализации), формы получения высшего образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами, действующими для Республики Беларусь.

Статья 8. Формы получения высшего образования

1. Высшее образование в Республике Беларусь может быть

получено в очной (дневной, вечерней) или заочной (в том числе дистанционной) формах.

4. Для всех форм получения высшего образования:

4.2. допускается обучение по индивидуальным учебным планам в порядке и случаях, определяемых Министерством образования Республики Беларусь.

Указ Президента Республики Беларусь «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» (7 февраля 2006 г. № 80)

ГЛАВА 3. Проведение вступительных испытаний

17. Абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, которым в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности сдают вступительные испытания в вузе. Форма проведения вступительных испытаний определяется приемной комиссией вуза с учетом особенностей психофизического развития абитуриента.

ГЛАВА 4. Лица, имеющие право на льготы при поступлении в ВУЗы

24. Преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов в порядке перечисления имеют:

инвалиды III группы;

инвалиды I и II группы, дети-инвалиды, представившие при приеме документов соответствующее удостоверение и заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности;

В целом, изложенные выше положения из законодательных актов гарантируют людям с ограниченными возможностями равные с остальными гражданами права на получение среднего специального и высшего образования, а иногда даже дают им преимущества при поступлении в учебные заведения. Однако на практике абитуриенты с инвалидностью часто сталкиваются с нарушением своих законных прав.

Можно приводить много примеров несправедливости по отношению к абитуриентам-инвалидам. Эпизоды с отказами в принятии на учебу людей с ограниченными возможностями связаны либо с незнанием законов сторонами, его изъянами, либо неприспособленностью учебного здания для обучения инвалидов различных категорий, либо с отсутствием альтернативы дневной формы обучения в ВУЗе, непродуманностью учебных программ.

ВУЗ для инвалида выберет врач

Перейдем к конструктивной части. Одним из ограничивающих факторов при выборе специальности может послужить наличие компонента тяжелого физического труда (профессионально-технические специальности), постоянных динамичных перемещений в практике специалиста (многие медицинские специальности, геология и пр.). Следует сказать, что инвалиду-колясочнику сегодня стоит рассчитывать на весьма ограниченный перечень специальностей на дневной форме обучения: ориентированные на инвалидов ССУЗы, некоторые специальности в ВУЗах (ряд гуманитарных специальностей, программирование).

Обучение в стенах альма-матер

Следует начать с того, что в большинстве зданий учебных заведений невозможно свободное перемещение инвалида-колясочника (отсутствуют пандусы, подходящие лифты и прочие элементы безбарьерной среды). Связано это с тем, что основной массив зданий учебных заведений был возведен в советский период, когда инвалидов, мягко говоря, не жаловали. Немного лучше обстоит дело с современными корпусами учебных заведений, администрации которых сегодня приходится считаться с общественными требованиями, запросами людей с инвалидностью. Но зачастую интерьеры учебных корпусов (не говоря о мебели и уборных) при некоторой частной модернизации (пандусы и пр.), вовсе не ориентированы на инвалидов. В результате процент пригодных для колясочников построек учебных заведений ничтожно мал. Только несколько инвалидов-колясочников обучается на дневном отделении в БГУ, БГУИР.

Университет у вас дома

Анализируя основные законодательные документы об образовании, очевидным становится недостаточная защита прав инвалидов. Например, ни в одном из документов не артикулирована необходимость наличия в ВУЗах дистанционной формы обучения (порой единственной доступной для инвалида). Ведь даже при реализации безбарьерной среды внутри университета, для инвалидов остается серьёзной проблемой каждодневное перемещение от дома к учебному заведению (для многих колясочников это просто невыполнимая задача).

Сегодня в мировой образовательной практике все более популярной (в том числе среди людей с ограниченными физическими возможностями) становятся дистанционные формы обучения. У белорусских студентов есть возможность обучаться дистанционно в следующих ВУЗах нашей страны:

  • Белорусский государственный университет (Сетевая образовательная платформа (СОП )e-University – euniversity.bsu.by);
  • Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (Сайт ДО – http://distant.bsuir.by);
  • Белорусский национальный технический университет (Международный институт дистанционного образования (МИДО) – http://www.bntu.by/mido);
  • Полоцкий государственный университет (www.psu.by);
  • Белорусско-Российский университет (http://cdo.bru.by);
  • Институт государственного управления при Академии управления при Президенте РБ (http://www.pac.by/ru/general-information/structure/institut-upr-kadrov – Специальность – “Государственное управление и экономика”);
  • Белорусский государственный экономический университет (Сайт ДО – http://cdo.bseu.by);
  • Институт правоведения (http://bip-ip.by);
  • Барановичский государственный университет. Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере экономики и образования (http://www.barsu.by/faculties/CDO.php#P1).

Однако, следует отметить, в белорусских ВУЗах практикуется только платное дистанционное обучение.

Также есть возможность дистанционного образования в ВУЗах России (например, в МГУ –http://www.msu.ru/study/dist-learn.html и др.), Израиля (Открытый университет Израиля – http://www-r.openu.ac.il – есть обучение на русском языке), и во многих других странах. Барьером здесь может явиться только незнание иностранного языка. Важно отметить, что сегодня есть возможность дистанционно получать не только высшее образование, но и проходить различные курсы (компьютерные, повышения квалификации и др.)

Несколько слов стоит сказать об иностранных ресурсах дистанционного образования. Главным их достоинством является общедоступность, бесплатность (в большинстве случаев), высокое качество образовательных методов и информации. Уникальным в своем роде является ресурс www.coursera.org. Миссия организации – дистанционно обучить миллионы студентов со всего мира, изменяя методы традиционного преподавания. Важным является тот факт, что обучение на данном ресурсе бесплатно, здесь можно найти курсы почти любой тематики, они составлены ведущими преподавателями и профессорами мира. Более подробную информацию можно получить непосредственно на сайте Coursera, есть русскоязычная статья на Wikipedia (http://ru.wikipedia.org/wiki/Coursera) посвященная данной образовательной платформе.

В сегодняшний информационный век есть огромные возможности профессиональной реализации в сфере IT. По этой причине актуальным является получение теоретических и практических навыков в этой области. Есть множество вариантов дистанционных курсов в компьютерной сфере (программирование, дизайн, верстка, администрирование сайтов и многое другое).

Особое внимание следует обратить на Сетевую академию Cisco для людей с ограниченными возможностями здоровья (http://www.4disabled.ru/home). У подавших заявку на обучение (на сайте академии) есть уникальная возможность бесплатно получить IT специальность в области сетей передачи данных с вероятностью последующего трудоустройства. Более подробную информацию Вы можете получить непосредственно на сайте Сетевой академии Cisco.

Выше была представлена лишь малая часть образовательных возможностей, намечены основные векторы для поиска курсов, учебных заведений и программ. За скобками остается огромное количество сайтов учебных заведений, образовательных платформ, курсов, которые при желании без труда вы сможете найти на просторах интернета.